Памятка о мерах предотвращения телефонного мошенничества
В настоящее время, когда личный номер мобильного телефона может быть у любого члена семьи, от ребёнка до пенсионера, случаи телефонного мошенничества множатся с каждым годом. Как правило в организации телефонных махинаций участвуют несколько преступников, которые зачастую отбывают наказание в исправительных учреждениях. Мошенники разбираются в психологии, и умело используют всю доступную информацию, включая ту, которую жертва мошенничества невольно выдаёт при общении. Чаще всего в сети телефонных мошенников попадаются пожилые люди или подростки, поскольку пожилые граждане зачастую испытывают чувство одиночества и изолированности, они доверчивы и легко поддаются внушению со стороны, а подростки доверчивы в силу того, что еще с детства не разучились мечтать и верить в лучшее.
Так что же такое телефонное мошенничество?
Телефонное мошенничество — вид мошенничества в области информационных технологий, в частности, несанкционированные действия и неправомерное пользование ресурсами и услугами, хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путём ввода, удаления, модификации информации или другого вмешательства в работу средств обработки или передачи данных информационно-телекоммуникационных сетей.
Наиболее распространенными видами телефонного мошенничества являются следующие:
1. Просьба о помощи
Поступает звонок с незнакомого номера, и мошенник, представившись родственником, знакомым или коллегой по работе, взволнованным голосом сообщает, что задержан сотрудниками полиции и обвинён в совершении какого-нибудь преступления: хранение оружия или наркотиков, нанесение телесных повреждений, хулиганство, участие в ДТП.
Далее в разговор вступает второй мошенник и представляется сотрудником правоохранительных органов. Он уверенным голосом сообщает, что совершено преступление и, если Вы хотите помочь, необходимо привезти определенную сумму в оговоренное место и передать какому-либо человеку или перевести на счет с помощью платежного терминала.
Либо абонент получает на мобильный телефон сообщение с незнакомого номера с просьбой положить на этот номер денежные средства, при этом добавляется, чтобы он не звонил. Возможен вариант, когда мошенник, представившийся работником правоохранительных органов, сообщает о возбуждении уголовного дела в Вашем отношении и требует деньги за «решение вопроса» о его прекращении.
В целях предотвращения преступных действий в этих случаях необходимо прервать разговор и перезвонить тому, о ком идёт речь. Если телефон отключён, постарайтесь связаться с его коллегами, друзьями и родственниками для уточнения информации. Также необходимо действовать и при получении сообщения о проблемах.
В разговоре с якобы с представителем правоохранительных органов, спросите, из какого он отделения полиции. После звонка следует набрать «02», узнать номер дежурной части данного отделения и уточнить информацию (например, действительно ли родственник или знакомый доставлен туда).
2. Мошенничество с банковскими картами
На телефон приходит сообщение о блокировке банковской карты и предлагается бесплатно позвонить на определенный номер для получения подробной информации.
Когда абонент звонит по указанному телефону, мошенник сообщает, что на сервере, отвечающем за обслуживание карты, произошел сбой, а затем просит сообщить номер карты и ПИН-код для ее перерегистрации.
Возможен вариант, когда преступник, представившись работником банка, сам звонит абоненту с целью получения ПИН-кода банковской карты.
С целью предотвращения преступных действий никому не сообщайте реквизиты банковской карты. Ни одна организация, включая банк, не вправе требовать ПИН-код. Для того, чтобы проверить поступившую информацию о блокировании карты, необходимо позвонить в клиентскую службу поддержки банка. Скорее всего, там ответят, что никаких сбоев на сервере не происходило, а банковская карта продолжает обслуживаться банком.
3. Звонок на платный телефонный номер
Абоненту приходит SMS с просьбой перезвонить на указанный номер мобильного телефона. Просьба может быть обоснована любой причиной – помощь другу, изменение тарифов связи, проблемы со связью или с банковской картой и так далее. После того как абонент перезванивает, его долго держат на линии, и, когда он отключается, то оказывается, что с его счёта списаны крупные суммы.
С целью предотвращения преступных действий рекомендуется не звонить по незнакомым номерам, поскольку существуют сервисы с платным звонком (чаще всего это развлекательные сервисы, в которых услуги оказываются по телефону, и дополнительно взимается плата за сам звонок). Мошенники регистрируют такой сервис и распространяют номер без предупреждения о снятии платы за звонок.
4. Выигрыш приза
На мобильный телефон приходит смс-сообщение о выигранном призе либо поступает звонок с поздравлением в выигрыше в лотерее, акции и т.п. и необходимости связаться с «призовым» отделом. После того, как владелец телефона связывается с автором сообщения («призовым» отделом), его убеждают в честности акции и сообщают, что необходимо предварительно оплатить сопутствующую услугу или подоходный налог через систему денежных переводов.
Если Вы узнали о проведении лотереи только в момент «выигрыша», и при этом ранее Вы не заполняли заявку на участие в ней и никак не подтверждали свое участие в розыгрыше, то, вероятнее всего, Вас пытаются обмануть. Оформление документов и участие в
5. Акция оператора мобильной связи
Абонент получает сообщение об акции, проводимой его мобильным оператором. Например, предложение подключить новую эксклюзивную услугу, получить на какой-то период времени возможность осуществлять бесплатные звонки по стране и другие. Однако, для этого ему необходимо всего лишь отослать в службу информационной поддержки по сообщенным телефонам коды нескольких карт оплаты. Естественно, потом выясняется, что оператор рекламных акций не проводил, а карты оплаты пополнили счета мошенников.
В целях предотвращения преступных действий необходимо перезвонить мобильному оператору для уточнения правил акции, новых тарифов и условий предоставления мобильной связи.
6. Ошибочный перевод средств
Абоненту приходит SMS-сообщение о поступлении средств на счет, переведенных с помощью услуги «Мобильный перевод» либо с терминала оплат услуг. Сразу после этого поступает звонок, что на счет ошибочно переведены деньги и просят вернуть их обратно тем же «Мобильным переводом» либо перевести на «правильный» номер. После перевода, такая же сумма списывается со счета абонента, так как мошенник, используя чек, выданный при переводе денег, обращается к оператору с заявлением об ошибочном внесении средств и просьбой перевести их на свой номер.
В целях предотвращения преступных действий не поддавайтесь на обман и попросите звонившего воспользоваться чеком для возврата ошибочно переведенных денежных средств.
7. Компенсация за лекарственные препараты
После заказа по почте средства для улучшения здоровья поступает звонок по телефону, в ходе которого неизвестный (например, представитель министерства здравоохранения, налоговый инспектор, сотрудник правоохранительных органов) сообщает, что приобретенный препарат якобы оказался подделкой и покупателю положена компенсация, но, чтобы получить эти деньги, необходимо заплатить подоходный налог с суммы и указывается номер счета, на который необходимо перевести деньги.
В целях предотвращения преступных действий необходимо прекратить телефонный разговор и позвонить в ту организацию, представителем которой представился злоумышленник для уточнения информации.
8. Телефонные вирусы
На телефон абонента приходит сообщение, для получения которого необходимо перейти по ссылке. При выполнении данной команды на телефон скачивается вирус и происходит постепенное списание с него денежных средств.
Также возможно, что при заказе какой-либо услуги через «якобы» мобильного оператора или при скачивании мобильного приложения абоненту приходит предупреждение: «Вы собираетесь отправить сообщение на короткий номер ..., для подтверждения операции отправьте сообщение с цифрой 1, для отмены с цифрой 0». Если согласие получено, то с телефонного счета будут списаны деньги.
Мошенники используют специальные программы, позволяющие автоматически генерировать тысячи таких сообщений, следствием чего является списание средств с телефонов.
В целях предотвращения преступных действий не переходите по таким ссылкам и не звоните на номер, с которого отправлено сообщение. Телефонное мошенничество не стоит на месте. Преступники постоянно придумывают новые способы отъема денег. В этой связи только бдительность поможет не стать жертвой злоумышленника.
Если же Вы стали жертвой телефонного мошенника следует незамедлительно обратиться в органы полиции с заявлением.
Телефоны ГУ МВД России по Иркутской области 02
Детская аварийность
Правила безопасности на водных объектах в преддверии летних каникул
Информационные материалы по пожарной безопасности на 13.11.2022г.
Уважаемые жители г. Усолье-Сибирское и Усольского района!
За прошедшую неделю в г. Усолье-Сибирское и Усольском районе произошло пять бытовых пожаров. Травму на пожаре получил один человек.
10 ноября в 05:56 на пульт диспетчера пожарной охраны поступило сообщение о пожаре надворных построек на ул. Бурлова в г. Усолье-Сибирское. В результате пожара были повреждены надворные постройки.
11 ноября пожарно-спасательные подразделения МЧС России выезжали по «тревоге» аж трижды.
Около 03:00 часов ночи в пожарную охрану поступило сразу два сообщения о возгораниях. В первом случае по ул. 1 Мая в г. Усолье-Сибирское в гараже частного домовладения в результате возгорания был повреждён легковой автомобиль, а по ул. Красноармейская в с. Мальта Усольского района огнём повреждена внешняя сторона бани.
Во всех 3-х вышеперечисленных случаях причиной пожаров послужила неисправность электропроводки либо аварийный режим работы электрооборудования.
Тем же днём, но уже около 20:00 часов, в результате неисправности печного отопления сгорел дачный дом в СНТ «Ёлочка».
12 ноября произошло возгорание в одной из квартир по ул. Интернациональная в г. Усолье-Сибирское. На место тушения выезжали 8 огнеборцев и 3 единицы техники, а так же сотрудники «скорой помощи». На момент прибытия первого подразделения наблюдалось задымление в подъезде. Самостоятельно эвакуировались 10 человек. Сотрудниками пожарной охраны с помощью спасательных устройств спасено 2 ребенка. После вскрытия входной двери в коридоре обнаружена и спасена хозяйка квартиры 1964 г.р., которая получила отравление угарным газом и термические ожоги тела. Сотрудниками «скорой помощи» она была доставлена в травматологическое отделение учреждения здравоохранения. Дознаватели МЧС России устанавливают обстоятельства произошедшего.
Уважаемые жители г. Усолье-Сибирское и Усольского района, сотрудники МЧС России информируют о том, что с начала 2022г. на территории г. Усолье-Сибирское и и Усольского района отравление угарным газом и ожоги различной степени тяжести на пожарах получили 8 человек. В большинстве случаев все указанные пожары произошли в ночное время суток. В этой связи, не лишним будет напомнить о необходимости установки автономных дымовых пожарных извещателей в каждом помещении, используемом для сна (отдыха). Пожарный извещатель способен предупредить о пожаре при малейшем задымлении в первые минуты развития пожара, когда можно эвакуироваться и оповестить об опасности окружающих. Сила его звука достаточна, чтобы разбудить спящего человека. Правила эксплуатации пожарных извещателей достаточно просты, а их стоимость неизмеримо ниже, чем потери от самого небольшого возгорания. Установив такой прибор в своем жилье, вы повышаете шансы на сохранение не только имущества, но и жизни!
Уважаемые жители, помните, что любой пожар легче предотвратить, чем потушить. О пожаре незамедлительно сообщайте в пожарную охрану по номеру «01» или «101»! Берегите себя и своих близких!
С уважением,
Государственный пожарный надзор по
г. Усолье-Сибирское и Усольскому району,
ОГКУ «Пожарно-спасательная служба
Иркутской области».